Тема: "Система воспитания как условие развития личности".
Воспитание растущегочеловека как формирование развитой лич ности составляет одну из главных задач современного общества.
Преодоление отчуждениячеловекаот его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессеисторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей,и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и
на реализацию открывающихся на каждом историческомэтапеновых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развитиячеловека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.
Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация cистематического, базирующегосяназнаниии учете объективных закономерностей развития личности процессавоспитания,который служит необходимойи всеобщей формой этого развития.Целевая установка воспитательного процесса состоит втом,чтобыкаждого
растущего человекасделать борцом за человечность,что требует не только умственного развитиядетей,нетолькоразвитияих творческих потенций,умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания,но и развития образа мышления,развития
отношений, взглядов,чувств, готовности к участию в экономической, социальной,культурной и политической жизни, личностно-общественного становления,развитиямногообразныхспособностей, центральное место в которых занимает способность бытьсубъектом общественных отношений,способностьи готовность участвовать в
социально необходимой деятельности.
Ребенок постоянновключенв те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные,традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.
Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.
И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей,то дляэтогонеобходимо преобразование системы воспитания,способной организовывать эффективное функционирование новых формвоспроизводящейдеятельности. Развивающаярольсистемывоспитания при этом выступает открыто ,делаясь объектом специального обсуждения,анализаи
целенаправленной организации.
Формирование человека как личности требует от обществапостоянногоисознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания,преодоления застойных,традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры нанаучно-теоретическоепсихологическоезнаниезакономерностей развития ребенка в
процессе онтогенеза,ибо без опоры на такоезнаниесуществует опасностьвозникновения волюнтаристского,манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.
Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выраженав тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимоеусловие воспитательного процесса,но сама эта активность, формы ее проявления и,главное, уровень осуществле-
ния, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основеисторическисложившихсяобразцов, однако не слепого их воспроизведения,а творческого использования.
Следовательно, важнотакстроитьпедагогическийпроцесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитаниепутемсовершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человекупройтиэтот - всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственногоисоциальногоразвития. Воспитание представляет собой не приспособление детей,подростков, юношества к наличным формам социального бытия,не подгонкупод определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельностипроисходитдальнейшееразвитиеформирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем."Условие эффективности
воспитания - самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности".
Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека,через построение такойобщественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зача-
точном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность."Воспитывать - это значит направлять развитие субъективного мира человека", с одной стороны, действуя всоответствиис тем нравственным образцом,идеалом,который воплощает требования общества к растущему человеку,а сдругой
стороны,преследуяцельмаксимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Как указывал Л.С.Выготский,"учитель с научной точки зрения - только организатор социальной воспитательной среды,регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником".
Такой подход к построению процесса воспитания - как активного целенаправленного формирования личности - согласуется с нашей методологической установкой на оценку роли общества и местагенотипа растущего человека в становлении его личности.
Достижения современной науки,в том числе труды отечественных философови психологов,педагогов и физиологов,юристов и генетиков, свидетельствуют о том,что только в социальной среде в процессецеленаправленноговоспитания происходит действенная выработка программ социального поведениячеловека,формируется
человек как личность. Причем социальная обусловленность развития личности носит конкретно-исторический характер.
Но социально-историческое формирование личности не представляет собой пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активныеобщественныедействия,сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности.Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.
Показательно, чтонакопительница психологического опыта-литература устами виднейших своих представителей многократнопровозглашала эту истину.Так,Л.Н.Толстой полагал, что признание права "другого" непросто на участие в "борьбе за существование", а на событие с самим собой и,более того, утверждение собствен-
ной жизнью бытия этого "другого" становится осуществлением разумения в межличностных отношениях и в итоге единственным критерием нравственного прогресса."...Допустив только возможность заменыстремленияксвоему благу стремлением к благу других существ,- писал он в трактате "О жизни",- человек не можетне видетьи того ,что что это - то самое постепенное,большее и большее отречение его личности и перенесениецелидеятельности из себя в другие существа и есть все движение вперед человечества".
По сути дела,весь пафос этой толстовской мысли сконцентрировался на борьбе писателя с биологизацией жизнедеятельности человека,с попыткой сведения сущностных сторон его бытия,среди которых одна из важнейших - это его нравственно-этическая сфера, исключительно к биологическому существованию. Задолго до появле-
ния различных разновидностей фрейдизма и современных социобиологическихтеорийЛ.Н.Толстой с гениальной прозорливостью увидал всю опасность искажения общественной сущности человека.
На рубежеXX столетия великий русский писатель поставил перед всем человечеством чрезвычайно простой и одновременно архисложный вопрос: что же происходит с человеком в современном мире?
Почему простые и ясные основы его жизни (труд, забота о ближнем, любовь к природе и бережное к ней отношение, сострадание к человеку и др.) вдруг начинают терять для неговесьсвойсмысли значение? Что же такое эта самая "цивилизованность" современного
человека, если благодаря ей он утрачивает целостность нравственногосознанияиначинает стремиться к самым варварским формам саморазрушения, зачастую сам не замечая этого? При этом писатель какпредчувствовал,какие чудовищные формы примет в "массовом" сознании обывателя XXстолетияэта"эмансипированная"стихия
"животности".
Пытаясь разобраться во всем этом,Л.Н.Толстой вскрыл противоречия нравственного бытия человека современного общества, указав,что главная причина утраты им веры и осмысленности своего существования кроется в слепом эгоизме,извратившем духовноценностную природу познания.
Отвергая представление о существовании человека исключительно как биологическогосущества,всецелоподчиненногодиктату инстинктов,писательполностью не отрицал власть "природы" над человеком, а также не возлагал все надежды по усовершенствованию человеческого бытия на деятельность его разума.Наоборот, писа-
тель подчеркивал неоднократно, что чрезмерная рационализация бытия человека ни в коей мере не приблизит его к постижению смысла жизни. Только способность личности возвышаться над своим естеством и опираясь на него как на необходимое условие существования, утверждать разумные,истинно человеческие основаниябытия,по
убеждению Л.Н.Толстого, есть единственный критерий осмысленности ее жизни.
Обессмысливание представленияожизни,происходящее в результате полного порабощениячеловека"плотью",служит,по Л.Н.Толстому,самымглавным препятствием на пути постижения им смысла своей жизни, в то время как освобождение из-под ее власти вновьвозвращает его к самому себе как духовному и нравственно-
му, человеческому существу-Homo moralis. Это открытие человека в себебесконечности своей сущности,которая и становится единственным реальным основанием бесконечности своей существования, и есть,как утверждал писатель,тот высший смысл жизни,который может стать доступен каждому человеку. Солидаризируясь с великим писателем в понимании целей воспитания,среди которых главной он считал формирование потребности принестиблагодругому,однако,можно не согласиться с ним в суждении о возможных путях достиженияэтойцели.Л.Н.Толстой, какизвестно,отводил основную роль нравственному просвещению, разделяя в этом взгляды просветителей XVIIIв.Данноеположение позднееподверглоськритическому переосмыслению,когда разрыв между реальным поведением индивида и обнаруживаемымимзнаниемнравственныхнорм и императивов действия стал очевидным для фи лософов и педагогов фактом.
Просветительская ориентацияв педагогике уступила место более реалистичной,хотя никто не отрицал важностьнравственногопросвещенияи знания как такового в процессе духовного развитияличности.
Однако нравственноеформированиеличностине равно нравственному просвещению. Установлено, что ценностно ориентированнаявнутренняяпозиция ребенка возникает не как итог некоторых "педагогических воздействий"или даже их системы, а в результате организацииобщественной практики,в которую он включен.Однакоорганизация общественной практикивоспитанияличностиребенкаможет быть ориентирована двояко. Один тип направлен на воспроизведение уже сложившегося социального характера.Такому типу организациисоответствует приспособление педагогического процессапод уже достигнутый уровень психического развитияребенка.Подобнаяорганизациявоспитанияни в коей мере не соответствуетцелям построения гуманного общества,поскольку здесьтребуетсярешение задачи преобразования сознания человека.
В связи с этим, отечественные ученые и педагоги-практики исходят из того,что воспитание (в том числе и обучение) не может плестись "в хвосте детского развития",ориентируясь на его вчерашний день,а должно соответствовать "завтрашнему дню детскогоразвития". В этом тезисе четко отражается принцип подхода к психическому развитию личности как к управляемому процессу, которыйспособен создавать новые структуры личностных ценностей растущихлюдей.
Управление процессом воспитания,осуществляемоекакцеленаправленное построениеи развитие системы задаваемой многоплановой деятельности ребенка,реализуетсяпедагогами,вводящимидетей в "зону ближайшего развития". Это означает, что на определенном этапе развития ребенок может продвигаться дальшенеса-
мостоятельно,но под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными "сотоварищами", а уж затем и вполне самостоятельно.
Целенаправленное формирование личности человека предполагает ее проектирование, но не основе общего для всех людей шаблона, авсоответствиис индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим егоконкретныефизиологическиеипсихологическиеособенности.
Не может быть колебаний,писал А.С.Макаренко, - стремиться ли квоспитанию смелых,честных, настойчивых или малодушных, трусли вых и лживых.
При этом особое значение приобретает учет внутренних побудительных сил, потребностей человека, его сознательных стремлений. Именно на этой базе появляется возможность иправильнооценитьличностьипостроитьэффективнуюсистему ее воспитания черезспециально задаваемую деятельность.Включение ребенка в органи зованную взрослым деятельность, в процессе которой развертываются многоплановые отношения, закрепляет формы общественного поведения, формирует потребность действовать в соответствии с нравс твенными образцами, которые выступают в качестве мотивов, побуж дающих деятельность и регулирующих взаимоотношения детей.
"Искусство воспитания",приходиткобоснованномувыводу,заключается в использовании такоговажнейшегопсихологическогомеханизма,как создание правильного сочетания "понимаемых мотивов"и мотивов "реально действующих",а вместе стемвумениивовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход и к более высокому типуреальных мотивов,управляющих жизнью личности.Так,дети подросткового возраста знают о наличии важной и общественно ответственной жизни взрослого члена общества.Но лишь включение в социально признаваемую деятельность превращает эти "понимаемые"мо тивы в реально действующие.
Главная цельразвития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя,своих способностей ивозможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны путемпротивопоставлениясебя людям,они абсолютно невозможны в
изоляции и противопоставлении себяобществу,безобращениякдругим людям,предполагающего их активное соучастие в этом процессе.
Таким образом,основными психологическими качествами, лежащими в основании развитой личности,являются активность, стрем лениек реализации себя и сознательное принятие идеалов общества, превращение их в глубоко личные для данного человека ценности, убеждения, потребности.
Рост круга потребностей, закон возвышения потребностей, развитиепотребностно-мотивационной сферы определяют характер формирования конкретных черт и качеств личности. К таким конкретным чертам личности,которые формируются в процессе воспитания, от носятся:ответственность и чувство внутренней свободы, чувствособственногодостоинства(самоуважение)иуважение к другим;честность и совестливость;готовность к социальнонеобходимомутруду и стремление к нему;критичность и убежденность;наличие твердых,не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость;инициативность и дисциплинированность;желание и (умение) пони мать других людей и требовательность к себеидругим;способностьразмышлять,взвешиватьи воля;готовность действовать,смелость,готовность идти на определенный риск иосторожность,избегание ненужного риска.
Названный ряд качеств не случайно сгруппирован попарно. Этимподчеркивается,что нет качеств "абсолютных".Самое лучшее качество должноуравновешиватьпротивоположное.Каждыйчеловекобычно стремится найти социально приемлемую и лично для него оптимальную меру соотношения этих качеств в своей личности. Только
при таких условиях, найдя себя, сложившись и сформировавшись какцелостностная личность, он способен стать полноценным и полезнымчленом общества.
Психологические качества взаимосвязаны, интегрированы в единойличности.Ядромличности,детерминирующим все ее частныепроявления, служит мотивационно-потребностная сфера, представляющая собой сложную и взаимосвязанную систему стремлений и побуж дений человека.
Одна изцентральныхзадач воспитания состоит в том,чтобысформировать у растущего человека гуманистическую направленностьличности.Этозначит ,что в мотивационно-потребностной сфереличности общественные побуждения, мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами.Чтобы ни делал,о чем бы ни думал подросток, в мотив егодеятельности должно входить представление об обществе,о другомчеловеке.
Формирование такойгуманистическойнаправленности личностипроходит несколько этапов.
Так, для младших школьников носителями общественныхценностейи идеалов выступают отдельные люди - отец,мать,учитель;для подростков в их число входят также исверстники;дляподростков в их число входят также и сверстники;наконец,старшийшкольник воспринимает идеалы иценностидостаточнообобщенно,можетне связывать их с конкретными носителями (людьми или микросоциальными организациями).Соответственно система воспитаниядолжна строиться с учетом возрастных особенностей. Она должна также быть ориентированной на"завтрашнийдень"развития детей,что предполагает включение ребенка,подростка, юноши в систему взаимосвязанных генетически преемственных и сменяющихдругдруга ведущих деятельностей.Внутри каждой из нихвозникают особые образования, каждая из них вносит свой специфический вкладвформированиемотивационно-потребностнойсферыличности. В то же время развитие мотивационно-потребностной сферыпроисходит не только по пути включенных в не новых образований,но и через дифференциацию и иерархизациюранеевозникших мотивовдеятельности.Наиболее развитой структурой мотивационно-потребностной сферы обладает личность с общественнойнаправ ленностью мотивов.
Другая важнейшаязадачавоспитаниярастущихлюдей - это формирование их устойчивых учебно-познавательных интересов. Полноценное воспитание предполагает развитие у детей познавательной потребности, которая направлена не только на содержание школьныхучебныхпредметов,но и на всю окружающую их действительность.
Ребенок должен на своем личном опыте убедиться, что мир познаваем,что человек, т.е. он сам, может открывать законы, управляющие окружающим миром,предсказывать события и проверять,произойдут ли они на самом деле, находить единую скрытую основу, казалось бы разнородных явлений.Этарадостьпознания,радостьсобственноготворчества превращает первоначальное любопытство влюбознательность,присущую ребенку, делает ее более устойчивой.
Любознательность потом конкретизируется, сосредотачиваясь на тойили иной области действительности,т.е.начинает относитьсяк тому или иному учебному предмету (циклу предметов - естественно научному, гуманитарному и т.д.).
Возникает потребностьне только в интеллектуальном познаниитех или иных сторон действительности, но и в их практическом освоении и преобразовании.Эта потребность опредмечивается в возникновении мотивов разнообразной трудовой деятельности, которая, позволяя сохранить особую познавательную направленность,идущуюот игры и имеющую много общего с так называемымиинтеллектуальными играми,трансформирует её в осознанную потребность "всерьез" трудиться.
Таким образом,на определенном возрастном этапе (сейчас этопроисходит в период окончания неполной средней школы) в развитиимотивационно-потребностной сферы происходитновыйкачественный сдвиг,связанныйс возникновением планов и намерений,поиском путей самореализации в трудовой деятельности. Такая дифференциа ция мотивов приводит к образованию в структуре мотивационно-потребностной сферы профессиональны намерений.
Отношение к профессии - существеннейший элемент в воспитаниичеловека.Самое главное здесь - общая сознательная мотивация натруд,желаниеи готовность трудиться на свое благо и благо общества.Для этого должныбытьвоспитаныдвавзаимосвязанныхчувства-уважениеклюдям труда и презрение к бездельникам.
Важно, чтобы эти общие установки ребенок, подросток умел "оборачивать на себя", т.е. ценить самого себя за свой труд, находиться "в согласии с самим собой",если он занят трудом, и чувствовать внутренний конфликт,внутреннюю неудовлетворенность собой,
стыд,если он не работает.К числу важнейших моментоввэтомкомплексеотносится понимание социальной значимости своего труда,чувство,что человек находится в гармонии с обществом, что он занят почетным делом. Отсюда важность соединения обучения детей с разнообразным социально одобряемым трудом,который только
иделает ребенка членом общества,вводит его в жизнь общества.
Именно в форме утверждения себя в общественном трудепроисходитутверждение ребенком себя как личности,формируется потребностьв труде, как содержательная форма отношений человека к человеку.
Психологический анализ показывает, что дети, представляя неотъемлемуючасть общества,младших его членов,стремятся житьобщей жизнью со взрослыми.Универсальной формой этой жизни выступает социально значимыйтруд, участие в котором обеспечивает детям необходимую жизненнуюпозицию. Характер, объем, функции трудовой деятельности, ее рольистепеньвоздействия различна в разных возрастах,но на всехэтапах психического развития личностиименноэтадеятельность
определяет отношение детей, развития их сознания и самосознания.
Поэтому при всей непреходящей важности формирования ведущей деятельности,характерной для каждого периода онтогенеза,следуетособое внимание обращать на включение всех детей в посильные ви ды социально полезной деятельности.
Психологический смысл просоциального труда дети осознают и сами,они замечают, что от работы у них зависит настроение, им приятносознавать, что они делают полезное себе и людям, они познают радость от социально важного труда.Психологически это обоснованотем,что такой труд ставит подростков впозициюравноправногочлена общества, принося ему удовлетворение от создания реальногопродукта, воспитывая желание трудиться.
Структурным стержнеммотивационно-потребностной сферы является ее временная ориентация.Временная перспектива - не просто знания, представления или мечты о будущем, эта совокупность взаимосвязанных и значимых для личности цели в жизни, ориентирующаямысли,переживания и действия ребенка, подростка, юноши (девушки) как на ближайшее (неделя,месяц),так и на отдаленное (годы,десятилетия) будущее.Временная перспектива включает в конкретные жизненные планы и то, что называется целью и смыслом жизни.
Для того,чтобы быть полноценной, социально активной личностью, полезным членом общества, для того, чтобы в течение жизни развиваться,человек должен ставить перед собойкрупные,социально значимые,привлекательныедлянего и не простые идеи.Только серьезные цели могут послужитьдейственнымстимуломвжизни, позволяячеловеку не "размениваться на мелочи",и не "плыть по течению".Отсутствие таких целей, суженность временной перспективыделаютчеловекамаксимально зависимым от внешних обстоятельств.
Наконец, важнейшая характеристика мотивационно-потребностной сферы - наличие у человека твердой воли,т.е.реальной способности превратить свои мысли и намерения в дела, поступки.
Воспитание воли- один из основных моментов в процессе воспитания. Воля человека воспитывается постепенно - он должен научитьсявыполнять дела и поступки,которые ему совершать не хочется, но надо. От умения выполнять требования окружающих к спо-
собности самому формулировать и выполнять их - таков путь развития воли у человека.
Сформированность указанных качеств личности растущегочеловека определяет его поведение в массе конкретных случаев и ситуаций, с которыми он сталкивается в жизниикоторые,разумеется, нельзя предусмотреть до мельчайших деталей в процессе воспи-
тания.
Самое главноенравственноекачество,котороедолжно быть сформировано у каждого растущего человека,- действенностьего мировоззрения,морально-нравственных идеалов, убеждений. Ребенок, подросток, юноша (девушка) должен не только думать,но идействовать по совести,в соответствии со своим мировоззрениям.
Такой "школойдействия" служат все формы общественной работы, все виды производительного труда, все типы разнообразной индивидуально-предпринимательской деятельности. В этих деятельностях у школьника воспитываются умение подчинять своиинтересыи своюволюрешениямдругихи убеждать других в своей правоте, отстаивать в деле свои взгляды,ставить цели и решатьих.Для того,чтобысоциально признаваемая деятельность (включая учебную,трудовую,организационную,художественную,спортивную и другиевиды)выступаладействительной "школой" для проверки и укрепления школьником своих убеждений,онаобязательнодолжна быть:
интересной и "честной" деятельностью,т.е.не сводитьсяк формальному выполнению;
деятельностью, важной для детей, определенным образом затрагивающей их реальные, существенные интересы;
свободной деятельностью, т.е. обеспечивающей ребенку возможность реализоваться в ней, испытывать все свои способности;
трудной деятельностью,т.е.успешное ее выполнениедолжно требовать,преждевсего,напряжения воли (и вместе с тем быть такой, чтобы всякий ребенок мог выполнить ее таким образом, чтобы она имела для него положительный эффект);
деятельностью, в которой молодой человекоказываетсяперед реальной альтернативой:поступить "по совести", согласно своему мировоззрению,или "не по совести",против своихвзглядов.В первом случае может быть труднее, но такое поведение должно вызвать и поощрение извне (от товарищей,воспитателя), а главное -
вызватьвнутреннее удовлетворение,увеличить самоуважение.Во втором случае,когда совершениепоступкаоблегчено,ребенку, подростку, юноше должно быть стыдно, он должен терять уважение к себе. Особенно важно, чтобы этобыл честный, свободный выбор.
Ибокто самостоятельно,свободно выбрал честный поступок,тот одним этим сильно укрепил свой нравственный костяк,своедейственное мировоззрение,свою актуальную жизненную позицию. Человек,узнавший на своем опыте,как приятно преодолеть себя, добиться уважения друзей, согласия со своими убеждениями, сохранит этот опыт надолго.
Развитый детскийколлективпредставляетсобой необходимое условие самоутверждения личности.Ему присущи общность целейи адекватностьмотивов предметно-практической совместной деятельности,направленной на пользу общества, забота об общем результате,определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей.Наиболее развитые формы взаимоотношенийдетейсоздаются в процессе целенаправленной организации их социально-одобряемой деятельности:учебной,организационно-общественной,трудовой, художественной, спортивной и др. При этом придание основным типам деятельности детей определеннойцелевой направленности, социальной значимости позволяет не только формировать отношения детей внутри возрастных групп,но и строить их на единой основе.Сочетание взаимоответственности, с одной стороны,а с другой - необходимости проявления самостоятельности в организации и осуществления просоциальной деятельности обеспечивает условия для развитияподлиннойсамостоятельности.Макси-
мальное развитиесамодеятельностидетей выступает определяющим признаком развитого детского коллектива.
Социально признаваемаядеятельность как средство формирования детского коллектива и определенных отношений его членовможет быть реализована в том случае,если она соответствующим образом организована.
Это должна быть такая организация, при которой:
а) дети разных возрастов выполняют отдельные части общей задачи, т.е. осуществляется возрастное разделение;
б) значимыецелиэтой деятельности имеют как общественный, так и личностный смысл;
в) обеспечивается равноправная, инициативно-творческая позициякаждого ребенка (от планирования дел до оценки ее результатов);
г) осуществляется непрерывность и усложнение совместной деятельности, причем не только в плане собственно деятельности, но, главное,с позиции ее активного участника, действующего вначале для "контактного" коллектива,потом для общешкольного,а затем для района, города, общества;
д) деятельность эта направлена на благодругимлюдям,обществу.Именнов развитых формах социально одобряемой деятельности формируется умениеребенкаучитыватьинтересы,позицию другогочеловека и соответственно этому ориентироваться в своем поведении.
Как инструментвоспитанийдетскийколлективорганизуется взрослым.При этом важное значение приобретает вопрос о соотношении:1) потребности детей в общении и 2) задач,поставленных перед этим коллективом. Практически в любом организованном детс ком объединении реально существует определенное сочетание данных двух факторов.Однако наиболее широкие возможностиихвзаимодействия создаются в условиях сформированного детского коллектива.Активно включая детей в решение социально важных задач, такой коллектив обеспечивает многообразные формы общения, обусловливает возможности развития индивида как личности. Психолого-педагогическаязадачапри этом заключается в том,чтобы детский коллектив не воспринимался лишь как форма целесообразности, чтобы в глазах детей воспитательная функция коллектива отступала на второй план перед его социальнополезнойфункцией.Иначеего воспитательное воздействие нивелируется,заменяясь влиянием так называемых неофициальных, неформальных детских объединений.
Детский коллектив,существующий в современной общеобразовательной школе представляет собой многоплановуюсистему,внутри которой дети могут быть членами объединений, разных по характеру и длительности существования.
Важную роль играет характер взаимоотношений, которые складываются междудетьмив изменяющейся структуре постоянных и временных объединений, что проводит всех школьников через положение руководителей и исполнителей,формируя умения командовать товарищами и подчиняться товарищу,создавая развернутую сеть разно- образных связей, отношений.
Особое место в креплении межколлективных связей занимает целенаправленное создание временных объединений, позволяющих организовать деятельность детей в небольших группах, которым поручается выполнениекратковременных дел.Психологическое своеобразие этих групп состоит в том, что школьник в таком объединении, насчитывающем обычно всего несколько детей, постоянно находится под
воздействием общественного мнения товарищей и не может уклониться отпринятых норм поведения.Кроме того детям легче осуществлять самостоятельное руководство небольшим числомсверстников.
Но главное состоит в том,что только в небольших группах каждый ребенок можетопределитьдля себя такое положение в совместной работе,при котором он способен приложить все свои знания, силы и способности,т.е.возникает возможность для каждого выделить свою роль в общей деятельности,в наибольшей степени адекватную
его индивидуальным склонностям.
К числуважныхмоментовв организации детского коллектива относитсяразновозрастноепостроениеконтактныхобъединений школьников. Разновозрастный состав детских коллективов нивелирует обычно существующую в объединении сверстников тенденцию замыкаться в кругу групповых интересов.Ребенок испытываетвлияние каждой такой группы и, занимая в ней определенное место, в то же время сам воздействует наокружающих,оптимизируясобственное развитие.
Но этотпуть реализуется лишь в многоплановой системе детского коллектива школы в целом,где в сложных структурных связях находятся контактные коллективы,разные по длительности существования, объему и содержанию деятельности.
В общешкольном коллективе складывается совершенно особаяпсихологическая ситуация.Наличие для детей разных возрастов и занятых разными видами деятельностиобщихинтересов:общешкольные дела,взаимоотношения классов, групп, бригад, штабов, кружков создает возможности для установлениямеждудетьмиразвернутых
типов отношений.
В частностиобщешкольныйколлективобеспечивает единство, дружбу, товарищество старших и младших школьников.
Ежегодно обновляясь,общешкольный коллектив сохраняет вто же время свои законы,обычаи, традиции и требования. В этом отношении он является постоянно действующей силой, помогающей создавать, стабилизировать, развивать интересы контактных коллективов. Чем больше выражены коллективные начала в общешкольном кол лективе,темпрочнее спаяны контактные объединения детей;чем значимее,обширнее общая цель, зримее ее общественный характер, темпрочнее связи всех детских коллективов в их общей иерархии.
Целенаправленная организация разветвленного детскогоколлектива обеспечивает наиболее благоприятные психологические условия формирования коллективистских качеств личности каждого ребенка.
Коллективизм составляетодно из определяющих отношений личности в ее конкретной деятельности - творческое отношение кобщественной делу,выражая потребность в деле, необходимом другим людям. Такую потребность нельзя сформировать в замкнутом коллективе, акцентированномлишь на достижении своих целей,что таит опасность развития групповщины.Нередко дети,проявляявнутри
своего коллектива отношения товарищества,взаимопомощи, ответственности, не демонстрируют качеств коллективистазапределами своего коллектива.
В чемпричинаслабой сформированности коллективистских качеств? В качестве одной из наиболее серьезных причин этого можно указать излишнюю замкнутость ребенка в коллективе.
Формирование коллектива класса,ученической бригады, несомненно,способствуют воспитанию у детей определенных отношений к своему коллективу,внутри коллектива.Однако даже товарищеские отношения,отношенияделовой независимости все же сами по себе не идентичны коллективистским качествам личностиотдельныхдетей,составляющихколлектив.
Коллективизм не может основываться лишь на делах своегоколлектива,потомучто быть коллективистом - значит болеть не только за дела своего коллектива.Главное в коллективизме - общественная ориентация деятельности,творческое отношение к любому другому человеку как к цели, а не как к средству деятельности.
Поэтому формированиеподлинно коллективистских качеств личности предполагает "абстрагирование" от дел и целейконкретного коллектива, связьэтихделицелей с более широкими задачами других коллективов,образующих общество,именно на этом пути у подростка, юноши формируется личная ответственность за общие дела. В этом плане показательны данные,полученные в исследовании по выявлениюусловий формирования коллективистских качеств личности детей подросткового возраста.Схематично эти исследования выглядят следующим образом.
1. 214 подростков в ряде детских коллективов (это быликоллективы классовшкол,воспитательныхгруппшкол-интернатов, спецшкол) были заняты деятельностью в рамках своихколлективов. Эта деятельность имела четко выраженные общественно полезные цели, достижение которых продуманно вознаграждалось (например, поездкой напограничную заставу).При этом 187 таких подростков, как это обычно складывается в школьной практике, участвовали и в работе кружков, секций, бригад и др., но без специального вмеша тельства в организацию их деятельности в разных коллективах.
2. Вдругихшколахосуществлялосьнаправленное включение всех подростков (данный вариант эксперимента охватывал 225 детей 10-15-летнего возраста) одновременно в разные коллективы - класса, клуба,кружка, секции, бригады и т.д. При этом деятельность каждого коллектива имела свою общественно значимую цель,дости-
жение которой также вознаграждалось.
3.В третьих школах обеспечивалось вовлечение подростков (219 учащихся IV-VIIIклассов)вспециально организованную систему разноплановых коллективов при соподчиненности общественно значимых целейихмногообразнойдеятельностипо решению социально важных задач.
Затем перед всеми названными коллективами ставиласьзадача, имевшая важный общественный смысл,значимость для города,рес публики.
Но выполнениеэтойзадачи отвлекало от работы в конкретном коллективе,наносило ему известный ущерб. В результате 89% подростков,входящивсистему многопланового коллектива деятельность которого содержательнодетерминироваласьрешениемобщей
задачи(третий вариант),проявили настойчивость,инициативу в значительно большей степени,чемшкольники(второйвариант), членыразныхколлективов (61%),и несравненно больше,чем те подростки,которые замыкались на делах своих коллективов (43%), хотя их цели и были тоже общественно значимы не только для свое-
го коллектива (первый вариант).
Возник, однако,вопрос о степени сформированности коллективистских качеств личности детей.Для выяснения этого был проведен дополнительныйэксперимент.Смысл его состоял в коссвенной проверке того,как поведет себя каждый подросток в ситуации выбора между личной и социально значимой целью.Оказалось, что те
дети, которые длительно действовали в многоплановомколлективе, ориентируясь не на конкретные, хотя общественно важные цели кон тактных коллективов,а на общее, общественно значимое дело, обладают достаточно устойчивыми коллективистским качествами.Деятельность, выполняемая для общества,была для них важна потому,
что этобыло связано с определением своего места в обществе,с формированием самосознания.
Следовательно задачавзрослых заключается в такой организации просоциальной деятельности в условияхдетскогоколлектива, которая обеспечивает ответственное отношение детей к общему делу в широком плане.Именно в этомслучаепроисходитстановление личности ребенка,для которого общественное дело - потребность. Поэтому необходимо, развивая самоуправление детского коллектива, формировать отношениядетей не только к цели данного коллектива (при сохранении ее конкретной значимости),но и кобщемуделу вообще.
Полученные данные убеждаютвнеобходимостиодновременного включения детейвспециальноорганизованную "скользящую сеть" различных коллективов:
Такая подвижнаясетьмногоплановых коллективов при условии соподчинения социально значимых целей деятельности всехколлективов иподчинениярешениюобщейзадачи не позволяет ребенку замкнуться в кругу близких товарищей.
Она непрерывно включает малый коллективвбольшой,группы детей одного возраста в разновозрастный коллектив,создавая переплетение взаимозависимостей,разрывая рамки своего конкретного,"нашего" коллектива, выводя детей в целом на общество. Причем это не формальный разрыв,когда ребенок участвует "то там, то тут", а система, которая, с одной стороны, способствует формированию непосредственно-личностного общения детей в коллективе,а с другой - обеспечивает осознание ребенком еговключенностине только в данный коллектив, но и в общество.
В частности,большое число коллективов,всоставкоторых ребенок одновременно входит, не дает ему возможности стать в известную оппозицию,а скользящие формы разнопланового коллектива эту возможностьисключают,создавая условия для разнообразного общения, общения в чистом виде, для построения отношений дружбы,
сотрудничества, общих взглядов, интересов детей.
Итак, формирование личностичеловека-коллективистатребует организации системы многопланового детского коллектива, системы, а не конгломерата классов, групп, кружков, бригад и пр. При этом важно направленное включение каждого ребенка в развернутую социально одобряемую деятельность в системе именно такого специально
заданного многоплановогоколлективаприсоподчиненности целей каждого конкретного коллектива решению общих социальнозначимых задач. Необходимо подчеркнуть,что воспитание детей в коллективе, основу которого составляет система просоциальной деятельности - это не один из ряда важных воспитательных принципов, а особый, качественно своеобразный подходкформированиюрастущего человека как личности.
Литература
1. Гегель Г.Работы разных лет. М., 1970.
2. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения.
3. Божович Л.И.,Возрастной подход в работе пионер-
скойорганизации. М.,1967.
4. Веденов А.В.Вопросы коммунистического воспитания и
психологическая наука //Вопросыпсихологии, 1963,N4.
5. Выготский Л.С.Собр. соч.,т.2
6. Толстой Л.Н.Полное собр. соч.,т.26. М.,1936.
7. Макаренко А.С.Соч. т.5 ,1960.
8. Леонтьев А.Н.Избр. психол. произв.,т.1,1983.
9. Фельдштейн Д.И.Формирование личности ребенка в
подростковом возрасте.1972б
Психология воспитания подростка.1978.
10. Крягжде С.П.Вопросы психологии.1985,N3.
11. Ананьев Б.Г.Человек как предмет познания. Л.1968.